На картинке, разумеется, фантазии художника, не судите строго. Собственно, у новости уже успела отрасти небольшая бородка, практически эспаньолка, но напомнить о произошедшем не помешает. Далее следует ссылка на статью
с картинками и большими буквами:
https://nplus1.ru/news/2017/11/20/interstellar-cigarЧитая и обдумывая прочитанное, сразу вспомнил рассказ, название которого (частично) вынес в заглавие; и да, чувство тщетности и беспомощности, ощущение безвозвратной потери — они между строк статьи по ссылке. Ignoramus et ignorabimus, грубо говоря.
Всё-же Лем лучше, глубже, интереснее/занимательнее хайнлайнов с азимовыми...
И что-то не припомню у Лема, помимо великолепного «Футурологического конгресса», романов не только на «Хьюго» и «Небьюлу», но и вообще. Рассказы — да, особенно про Ийона Тихого.
«Магелланово облако», например, показал мне в детстве, что даже тот, кто вполне пережил заунывных Дюма, Скотта, Купера, Верна, Циолковского и «Звезду КЭЦ» Беляева (только за сам жанр уж, что это про приключения и космос), может иногда сдаться и недочитать фантастику.
При всём величии его как мастера короткой парадоксальной формы, создателя своего неповторимого стиля.
А первый рассказ про Пиркса, которым добивали тот старый сборник 1961 года Ийона — это было нечто особенное, да. «Испытание» и «Патруль».
«Химия и жизнь» и «Знание — сила», «Техника — молодёжи» ещё. Советские научно-популярные журналы хитро заманивали читателя фантастикой. И иллюстрациями.
Пользуясь тем, что книг дефицит, пива дефицит, по телевизору балет, по радио народные песни, персональный компьютер ещё не изобретён. Эх, вот времена были.
Да что там, даже в «Пионерской правде» печатали Булычёва, в классическом формате Хайнлайна кажется: продолжение следует..., что честно означает, что автор прямо вот сейчас всё это пишет, и даже не вполне сам знает, что будет дальше.
Вроде как раз Булычёв об этом тогда особо рассказывал — как это важно. Впрочем, он ведь как раз востоковед был, в буддизме уже тогда сильно много больше прочего населения шарил.
Причём, всё больше по античности: Ксенофонт, Элиан, Апулей, Цицерон, Аврелий, Сенека, Плиний, Овидий...
Кстати, тогда, в 15-м году я именно с этой серии и начал наш каталог книг. Надо будет найти тот подготовленный список и забить его в базу полностью.
Увы, в московских букинистических они лежат далеко не в разнообразии: сплошной Дефо, Апулей и Мелвилл, и ещё штук 10 всё тех же. Прямо можно ими ящики набивать и голодающим детям Африки отправлять. А 90% серии не найти. Одна из загадок мироздания (думаю, так работают их перекупщицкие схемы, ну и тиражи ещё надо б глянуть, впрочем, плановая экономика такого бессмысленного перекоса не могла допустить).
«ЖЗЛ» ещё (но там мусора всякого куда больше было; но вот Шоу, Еврипид, Гашек, Дефо, Хо Ши Мин). «Библиотека всемирной литературы». И «Библиотека всемирной литературы».
Что характерно, Беляева издавали щедро, прямо как Купера и Даррелла, и был он везде. «Звезду КЭЦ», как и «Голову профессора Доуэля» и кое-что ещё у него не советую даже начинать — скорее скучно, чем интересно. Но есть (как и у Кинга того же, и Хайнлайна) рядом с чем-то посредственным неожиданно, от такого в целом сильного автора — совершенно удивительные вещи. А у Азимова, кстати, я даже сильных вещей и не припомню: особенно его разрекламированную «Foundation trilogy» было тоскливо читать.
Верн — это особо, это, по сути, создатель всего жанра, а то и обоих трёх: приключения, научная фантастика, стимпанк.
Уэллс — какой-то он жёсткий дядька был, не? Чего стоит одна его дружба с Лениным. Все эти его морлоки, человек-невидимка, остров доктора Моро...
Лондон и Конан-Дойл той поры были куда человечней (не говоря уж про О. Генри). «Затерянный мир» и «Маракотова бездна» — это нечто и теперь, спустя сто лет.
Тем более, что его собрание сочинений как раз в букинистических попадается.
Впрочем, много столь же неровных авторов.
Думаю, тут вопрос скорее не человеческой природы даже, а издательской предприимчивости — что предлагает писателю свой выбор: нам не нужно твоё качество, талант, вдохновение — вот тебе срок, будь добр, выдай требуемый объём текста, это наш бизнес, нам виднее как его вести. А решишь искать некое чудо в себе — нам всем некогда тебя ждать, сдохнешь от голода. Такой ключ к вопросу, отчего мировая литература чем дальше, тем больше состоит из того, из чего она состоит.
Отчего начиналась она (ну, после перезагрузки, Тёмных веков) с Эразма и Мора, продолжалась Байроном и Пушкиным — и заканчивается вот тысячами писателей криминальных сценок, не стоящих и мизинца даже столь вызывающих зевоту корифеев этого их жанра бульварного романа, как Чейз, Флеминг, Сименон и Семёнов.
И не судите о втором и четвёртом по блистательным экранизациям их текстов, прежде чем осилите оригиналы — знаю, найдутся защитники их, как и я очарованные кинематографическими версиями; однако не продиравшиеся, как я тогда в детстве, сквозь десятки страниц тягучей пустоты, задумчивого пережёвывания авторами питательного текста, изредка помахивая хвостами, отгоняя мух.
Для меня ранние вещи — это «Salem’s Lot», «Firestarter», «Pet Sematary», «The Running Man». Уже в «The Stand» прослеживаются признаки позднего такого зрелого Кинга.
«Тёмная башня» хороша первая, вторая слабее, третья ещё... а дальше уж не читал даже — человек делает бизнес, сериал, может себе позволить. Но первую «Тёмную башню», первые три книги тогда в середине 90-х только и существовавшие — выделяю среди вообще всей литературы, как событие. Вероятно, наиболее близкий мне самому феномен странного мира, живущего по своим особым законам, вдруг удивительно детально, так реально, пришедший во сне.
Баркера читал, по наводке друга, увлекавшегося всем этим хоррором — но совсем не моё. Кинга единственного ценю в этом жанре именно за его общую глубину, а сам по себе жанр совершенно неинтересен. Да и новинками Кинга с 00-х перестал интересоваться.
Если доделаю каталог: сможем там отмечать конкретные книги, которые нам понравились.
«The Foundation» Азимова прочёл: на мой взгляд — обыкновенный толчёный мел, не боливийская пудра-кикапу, сладкая, как пряник. Уж лучше «Дюну» перечесть.
У «Дюны» та же проблема, что и у «Башни» — уже к концу первой же книги Херберту стало ощутимо скучно, и это чувствуется. А там вообще, аналогично, многотомный сериал пошёл. Впрочем, не без свежих мест.
У Азимова рассказы были неплохи изредка. А романов его, в отличие от Шекли, Саймака, Фармера и Гаррисона — вообще не помню стоящих.
Отрывки из трилогии Толкина, «Заповедника гоблинов» Саймака, и та его не менее чудесная повесть, где герой попадает к инопланетянам, которые добры к нему, но... не буду портить интригу тем, кто не читал. Это в то время, когда в бумажном виде эти тексты было ещё невозможно достать.
Так что вот приоткрывший эту дверь Горбачёв (и советскому року позволивший случиться, в отличие от двух своих преемников и верных продолжателей, задушивших его без остатку) был не только архитектором развала страны — было в его правлении нечто и хорошее, жаль только привёл он это всё очень скоро туда, откуда уж не суждено похоже этой локальной цивилизации выбраться.